Monday, September 25, 2006

Потемкинские евреи

Интересная статья из истории евреев в Российской империи: http://www.kackad.com/article.asp?article=1152. Помимо прочего, автор упоминает некоего Иошуа Цейтлина, моего однофамильца (или предка? едва ли):

Ключевую роль при потемкинском «дворе» играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить.

Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму. По описаниям современников, он «расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг», с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей.

Получив титул надворного советника, а значит, дворянское достоинство, Иошуа Цейтлин в 1791 году вступил во владение имением в Могилевской губернии. Некрещеный еврей по воле своего покровителя стал владельцем крепостных.

и дальше:

Цейтлин добивался, по возможности, реальных позитивных перемен. По протекции князя, он в 1787 году, во время поездки Екатерины на Юг, был принят ею и подал петицию о прекращении употребления в официальных документах унизительного слова «жиды». Императрица дала согласие на это, предписав использовать только слово «евреи».

Имеются подтверждения связей, установленных Цейтлиным с берлинским философом Мозесом Мендельсоном, центральной фигурой еврейского Просвещения - «Хаскалы». Была между ними духовная общность, но не могли не сказаться и различия, - как жизненных условий, так и концепций.

По-видимому, в общении с князем Таврическим И. Цейтлин сделал рискованную попытку связать «стратегические» еврейские интересы с имперским визионерством Потемкина. По мере нарастания военного превосходства над турками, Светлейший прогнозировал близкое крушение Оттоманской Порты. В этой связи он не исключал и возможности придать новый статус Иерусалиму, разместив там еврейское войско.

Начало этому войску должен был положить формировавшийся с 1786 года «Израилевский» конный полк. Есть сведения, что в местечке Кричев, входившем в одно из потемкинских имений, был образован первый эскадрон легкой кавалерии этого полка. Обучение евреев-конников велось под руководством немецкого офицера. Скоро к ним присоединился второй эскадрон, и еще новые части создавались в Польше. Хотя работа была приостановлена и не окончена при жизни Потемкина, остается фактом, что это была первая попытка иностранного государства вооружить евреев со времен, когда Тит разрушил Храм.

Также высказывается утверждение, что черта оседлости была введена не с целью обезопасить русских купцов от конкуренции, но "в пику" революционной Франции, где сразу после революции евреев уровняли в правах. Интересно.

Post a Comment